Комплексный метод речевой диагностики для детей от 2 лет

Комплексный метод речевой диагностики для детей от 2 лет

Тест позволяет произвести комплексный метод речевой диагностики у ребенка. Перед началом теста убедитесь, что малыш не утомлен и в хорошем настроении. За выполнения каждого задания начисляется один балл.

Тест

№1. Ассоциация к заданному слову. Необходимо чтобы ребенок назвал подходящую по логике ассоциацию к заданным словам.

  1. Стол —
  2. Мяч —
  3. Маша —
  4. Котенок —
  5. Читаю —
  6. Синий —

Результат: задание считается выполненным, если названо не менее 3 правильных ответов (т. е. ассоциации подходящие по смыслу к заданному слову).

№2. Необходимо подобрать ассоциативно подходящее существительное к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Мальчик толкает.
  2. Мама качает.
  3. Зайка кушает.
  4. Бабушка готовит.
  5. Дедушка читает.

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов

№3. Необходимо подобрать ассоциативно подходящий глагол к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Что делает собака?
  2. Что делает мама?
  3. Что делает птичка?
  4. Что делает папа?
  5. Что делает малыш?

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов

№4. Необходимо подобрать ассоциативно подходящее прилагательное к перечисленным ниже словосочетаниям.

  1. Какая кошка?
  2. Какая мышка?
  3. Какое лето?
  4. Какой апельсин?
  5. Какие деревья?

Результат: задание считается выполненным, если названо 5 верных ответов.

№5. Проверка умения грамматического изменения слов.
Как называют маленький шар? А если их несколько? Как называют маленькую мышь? А если их много? Как можно назвать крошечный апельсин? А если их несколько?

Результат: задание считается выполненным, если названо 2 верных ответа

№6. Необходимо составить предложение по одному слову (предложение не менее чем из 3 слов).

  1. Девочка
  2. Зайчик
  3. Мама

Результат: задание считается выполненным, если названо 2 верных ответа.

№7. Необходимо составить предложение по 3 словам

  1. Мама, плита, пища.
  2. Дядя, топор, дрова.
  3. Платье, кукла, девочка.

Результат: задание считается выполненным, если названо 3 верных ответа.

№8. Уровень вербального логического мышления. Необходимо дополнить предложения.

  1. Она пришла, когда…
  2. Он не пошел гулять, потому что…
  3. Она не взяла куклу, которая…
  4. Он вошел в комнату, в которой…

Результат: задание считается выполненным, если названо 4 верных ответа.

№9. Исправление грамматических ошибок в предложениях с помощью изменения их конструкций. Необходимо предупредить ребенка, что сейчас вы будете называть предложения с ошибками, а он должен их переделать.

  • Она пошел на улицу.
  • Там увидела большую грузовик.
  • На светофоре стоял люди.
  • Через дорогу переходил маленький девочка.

Результат: задание считается выполненным, если названо 3 верных ответа (засчитывается любой из возможных способов исправления).

№10. Пояснение последовательности какого-нибудь действия.

  • Расскажи правила игры, в которую ты умеешь и любишь играть.
  • Как последовательно одеваться на улицу зимой?

Результат: задание считается выполненным, если получено полное и ясное объяснение одного из действий.

№11. Знание основных элементов языка.

  1. Назвать любое одно слово.
  2. Произнести один любой звук.
  3. Сказать предложение.

Результат: задание считается выполненным, если получено 2 верных ответа.

№12 Построение высказывания с условиями. Необходимо сообщить ребенку, что вы будете задавать вопросы, а он должен отвечать, не используя определенные слова в скобочках.

  1. Что делает корова? (корова, мычит).
  2. Что любит кошка? (кошка, молоко).
  3. Какой волк? (волк, злой).

Результат: задание считается выполненным если получено 2 верных ответа (ответ минимум 2 связных слова).

Суммируйте количество выполненных заданий.

Расчет результата

Тест на речевое развитие

Формула вычисления уровня речевого развития: БРР=КВР х 100/КВ, в которой:

  • БРР — балл речевого развития;
  • КВР — коэффициент возраста развития;
  • КВ — календарный возраст ребенка.

Количество верно выполненных заданий умножаем на 6 (кол-во месяцев на выполнения каждого из 12 заданий) и получаем КВР.

КВ равняется количеству полных месяцев возраста ребенка от рождения до даты прохождения теста (если остаток больше 15 дней, то засчитывается как полный месяц).

Например если возраст ребенка на момент тестирования равен 6 годам 4 месяцам 20 дням, то его КВ равен 77.

Число БРР указывает на степень общего развития речи у ребенка.

Например:

Малыш выполнил 9 заданий, календарный возраст его равен 77. В итоге получаем: БРР=9х6х100/77=70,123=70
Полученный результат сопоставляем с матрицей БРР.

Матрица БРР

  • от 0 до 10 — очень низкое развитие речи;
  • от 11 до 42 — низкое развитие речи;
  • от 43 до 109 — нормальное развитие речи;
  • от 110 до 142 — высокое развитие речи;
  • 143 и более — очень высокое развитие речи.

В случае получения низких или очень низких результатов мы настоятельно рекомендуем немедленно обратиться к врачам-логопедам.