Художественные средства выразительности речи

Художественные средства выразительности речи

Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.

Разберемся, какие бывают средства выразительности русского языка и где их найти.

Преимущества использования средств выразительности

Возможно, в школе вы плохо писали сочинения: текст «не шел», слова подбирались со скрипом, а закончить изложение внятной мыслью – вообще было нереально. Дело в том, что необходимые синтаксические средства закладываются в голову с прочтением книг. Однако только их недостаточно, чтобы писать интересно, красочно и легко. Необходимо развивать свой навык на практике.

средства выразительности

Просто сравните следующие две колонки. Слева – текст без средств выразительности или с их минимальным количеством. Справа – насыщенный выразительностью текст. Такие часто встречаются в литературе.

Возле дороги был дом. На подоконнике сидел голубь. Женщина прогнала кота с крыльца. Извилистая дорога проходила мимо дома, который будто только-только перенесли сюда из сказки: аккуратные ставни, чистые окна и нежная розовая крыша, напоминающая лепестки цветов весной. Непослушный голубь, качнув маленькой головой, приземлился на низенький подоконник, а толстый соседский кот-командир, разрушая идиллию, беспокойно мяукнул – какая-то женщина замахнулась на него мускулистой рукой, истомленной ежедневной работой.

Казалось бы, три банальных предложения, но как интересно их можно расписать! Выразительные средства языка помогают зрителю увидеть ту картину, которую вы пытаетесь описать. Использовать их – целое искусство, но его освоить несложно. Достаточно много читать и обращать внимание на интересные приемы, используемые автором.

Например, в абзаце текста справа использованы эпитеты, благодаря которым предмет мгновенно представляется ярко и необычно. Что читатель запомнит лучше – обычного кота или толстого кота-командира? Будьте уверены, что второй вариант наверняка будет больше по душе. Да и не возникнет таких конфузов, что в середине текста кот вдруг будет белым, а ведь читатель его уже давно серым представил!

Итак, синтаксические средства – особые приемы художественной выразительности, которые доказывают, обосновывают, рисуют информацию и задействуют воображение читателя или слушателя. Это крайне важно не только для письменной, но и для устной речи. Особенно если речь или текст составляется в художественном стиле.  Однако и там, и там средства выразительности в русском языке должны быть в меру. Не перенасыщайте ими читателя или слушателя, иначе он быстро устанет пробираться сквозь такие «джунгли».

Существующие выразительные средства

Таких специальных приемов очень много, и вряд ли вы знаете о них всё. Начнем с того, что все средства выразительности сразу использовать не нужно – это делает речь тяжелой. Нужно употреблять их в меру, но не скупиться. Тогда вы достигнете нужного эффекта.

Традиционно они делятся на несколько групп:

  • фонетические – чаще всего встречаются в стихотворениях;
  • лексические (тропы);
  • стилистические фигуры.

Попробуем разобраться с ними по порядку. А чтобы вам было удобнее, после объяснения все выразительные средства языка поданы в удобных табличках – можно распечатать и повесить на стену, чтобы время от времени перечитывать. Так вы сможете выучить их ненавязчиво.

Фонетические приемы

Среди фонетических приемов чаще всего встречаются два – аллитерация и ассонанс. Они отличаются только тем, что в первом случае повторяются согласные, во втором – гласные.

Этот прием очень удобно использовать в стихотворениях, когда слов мало, а передать атмосферу нужно. Да и поэзию чаще всего читают вслух, и ассонанс или аллитерация помогает «увидеть» картинку.

Предположим, что нам нужно описать болото. На болоте растут камыши, которые шуршат. Начало строчки готово – шуршат камыши. Мы уже можем услышать этот звук, но этого недостаточно для полной картины.

Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? Теперь мы можем прочувствовать эту атмосферу. Этот прием зовется аллитерацией – повторяются согласные буквы.

Аналогично и с ассонансом, повторением гласных. С этим немного проще. Например: слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. Этим автор передает лирическое настроение и весеннюю грусть. Эффект достигается при помощи умелого употребления гласных. В объяснении, что такое ассонанс, поможет таблица.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
АлитерацияПовторение согласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного.Слышишь, как будто бесшумно шуршат и шипят камыши? (Создается картина камышей, безлюдного болота).
АссонансПовторение гласных букв, позволяющее добиться реалистичности сказанного.Слышу грозу весеннюю, то замолкаю, то пою. (Передается меланхолическое настроение автора).

Лексические приемы (тропы)

Лексические приемы используются гораздо чаще других средств выразительности. Дело в том, что часто люди используют их неосознанно. Например, мы можем сказать, что наше сердце одиноко. Но сердце фактически не может быть одиноким, это всего лишь эпитет, средство выразительности. Однако такие выражения помогают подчеркнуть глубокий смысл сказанного.

К основным лексическим приемам относят следующие тропы:

  • эпитет;
  • сравнение как средство выразительности речи;
  • метафора;
  • метонимия;
  • ирония;
  • гипербола и литота.

Иногда мы употребляем эти лексические единицы неосознанно. Например, сравнение проскакивает в речи каждого – это средство выразительности прочно вошло в повседневную жизнь, поэтому использовать его нужно с умом.

Метафора – более интересная форма сравнения, ведь мы не сравниваем медленную смерть с сигаретами, используя слово «словно». Мы и так понимаем, что медленная смерть – это сигарета. Или, например, выражение «сухие облака». Скорее всего, это значит, что давно не шел дождь. Эпитет и метафора часто перекликаются, поэтому при анализе текста важно их не перепутать.

Гипербола и литота – преувеличение и преуменьшение соответственно. Например, выражение «солнце вобрало в себя силу ста костров» – явная гипербола. А «тихонько, тише ручейка» – литота. Эти явления также прочно вошли в повседневную жизнь.

Метонимия и перифраз – интересные явления. Метонимия – это сокращение сказанного. Например, нет нужды говорить о книгах Чехова как «книги, которые написал Чехов». Можно употребить выражение «книги Чехова», и это будет метонимия.

А перифраз – это умышленная замена понятий синонимичными, чтобы избежать тавтологии в тексте.

Хотя при должном умении тавтология тоже может быть средством выразительности!

Также к лексическим средствам выразительности в речи относят:

  • архаизмы (устаревшую лексику);
  • историзмы (лексику, имеющую отношение к конкретному историческому периоду);
  • неологизмы (новую лексику);
  • фразеологизмы;
  • диалектизмы, жаргонизмы, афоризмы.
Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
ЭпитетОпределение, помогающее добавить красок образу. Часто используется в переносном значении.Кровавое небо. (Говорится про восход солнца).
Сравнение как средство выразительности речиСопоставление предметов друг с другом. Могут быть не родственными, а даже наоборот.Средства выразительности, словно дорогие украшения, возвеличивают нашу речь.
Метафора«Скрытое сравнение» или образное. Более сложное, чем простое сравнение, не используются сравнительные союзы.Кипящий гнев. (Человек сердится).
Сонный город. (Утренний город, который ещё не проснулся).
МетонимияЗамена слов в целях сократить понятное предложение или избежать тавтологии.Читаю книги Чехова (а не «читаю книги авторства Чехова»).
ИронияВыражение с противоположным смыслом. Скрытая насмешка.Вот это ты гений, конечно!
(Ирония в том, что здесь «гений» используется в значении «глупый»).
ГиперболаУмышленное преувеличение сказанного.Ярче тысячи огненных молний. (Ослепительное, яркое шоу).
ЛитотаУмышленное уменьшение сказанного.Слабый, как комар.
ПерифразЗамена слов в целях избежать тавтологии. Замена может быть только родственным словом.Дом – избушка на курьих ножках, лев – царь зверей и т.д.
АллегорияАбстрактное понятие, помогающее раскрыть образ. Чаще всего – устоявшееся обозначение.Лиса в значении хитрости, волк в значении силы и грубости, черепаха в значении медлительности или мудрости.
ОлицетворениеПеренос свойств и чувств живого объекта на неодушевленный.Фонарь будто покачивался на длинной тонкой ноге – он напоминал мне боксера, готовящегося к стремительной атаке.

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры часто вмещают в себя особые грамматические конструкции. К наиболее часто используемым относятся:

  • анафора и эпифора;
  • композиционный стык;
  • антитеза;
  • оксюморон или парадокс;
  • инверсия;
  • парцелляция;
  • эллипсис;
  • риторические вопросы, восклицания, обращения;
  • бессоюзие.

Анафору и эпифору часто относят к фонетическим приемам, но это ошибочное суждение. Такие приемы художественной выразительности – чистая стилистика. Анафора – одинаковое начало нескольких строк, эпифора – одинаковые окончания. Чаще всего применяются в поэзии, иногда – в прозе, чтобы подчеркнуть драматизм и нарастающую тревожность, либо же чтобы усилить поэтичность момента.

Композиционный стык – умышленное «наращивание» конфликта. Слово используется в конце одного предложения и в начале следующего. Оно дало мне всё, слово. Слово помогло мне стать таким, какой я есть. Вот такой прием и зовется композиционным стыком.

Антитеза – противопоставление двух понятий-антиподов: вчера и сегодня, ночью и днем, смерть и жизнь. Из интересных приемов можно отметить парцелляцию, которую применяют для наращивания конфликта и смены темпа повествования, а также эллипсис – пропуск члена предложения. Часто используется в восклицаниях, призывах.

Средство выразительностиОпределениеПример и объяснение
АнафораОдинаковое начало нескольких строк.Возьмемся за руки, братья. Возьмемся за руки и соединим наши сердца. Возьмемся за мечи, чтобы положить конец войне.
ЭпифораОдинаковое окончание нескольких строк.Стираю не так! Глажу не так! Все не так!
Композиционный стыкОдно предложение заканчивается на это слово, и на него же начинается второе предложение.Я не знал, что нужно делать. Делать для того, чтобы выжить в этой буре.
(Применяется для демонстрации драматизма).
АнтитезаПротивопоставлениеЯ оживала с каждой секундой, но после этого умирала каждый вечер.
(Применяется для демонстрации драматизма).
ОксюморонИспользование понятий, которые противоречат друг другу.Горячий лед, мирная война.
ПарадоксВыражение, не имеющее прямого смысла, но несущее эстетический смысл.Горячие руки мертвеца были живее всех прочих. Поторопись как можно медленнее.
ИнверсияУмышленная перестановка слов в предложении.Грустно мне было той ночью, боялся я всего на свете этом.
ПарцелляцияРазбивка слов на отдельные предложения.Он ждал. Опять. Сутулясь, плакал.
ЭллипсисУмышленный пропуск слова.Вперед, за дело! (пропущено слово «возьмемся»).
ГрадацияНаращивание экспрессии, употребление синонимов по степени нарастания.Его глаза, холодные, бесчувственные, мертвые, не выражали ничего.
(Применяется для демонстрации драматизма).

Особенности применения средств выразительности

Не следует забывать, что в устной русской речи также используются жесты. Порой они бывают красноречивее обычных средств выразительности, но мастерство оратора – в умелом соединении этих фигур. Тогда роль получится живой, насыщенной и яркой.

Не старайтесь вставить в речь как можно больше стилистических или лексических фигур. Это не сделает слово богаче, но при этом появится ощущение, что вы «надели» на себя слишком много украшений, отчего стали неинтересны. Средства выразительности – как умело подобранный аксессуар. Его, бывает, даже и не заметишь сразу, настолько гармонично он переплетается в предложении с другими словами.