Скороговорки как способ развития речи и дикции у взрослых

Скороговорки как способ развития речи и дикции у взрослых

Четко поставленные звуки помогают делать речь человека правильной и удобной для восприятия, что играет важную роль в построении карьеры. К тому же общаться с собеседником, который разговаривает так, словно у него рот заполнен кашей, не слишком комфортно. Многие слова искажаются, а звуки теряются. Решить проблему с разборчивостью произношения у людей помогут скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Они заметно отличаются от детских скороговорок своей сложностью.

Скороговорки – что это такое?

Скороговорка – одно либо два и более предложений, представленные запутанными, проблематичными в произношении словами/слогами. Не стоит ставить их в один ряд с рифмованными пословицами. Последние отличаются присутствием конкретного смысла, тогда как скороговорки предназначены исключительно для улучшения дикции и свойств речи.

Скороговорки

Довольно часто скороговорки для развития дикции взрослых звучат смешно. Но это значительно упрощает прохождение занятий, делая их веселыми и увлекательными.

  • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  • Дыроколом протокол проколол прокурор.

Несложные короткие скороговорки на развитие дикции желательно использовать вначале. По мере улучшения речи занятия нужно усложнять, практикуя более длинные и сложные в произношении скороговорки. Они помогают прорабатывать сразу несколько – примерно три – пять – проблемных в выговоре звуков.

  • Кошка на окошке машет мошке.
  • Брови бритвой брил Кирилл.
  • Перелетела перепелица перед перепелом.

До того, как приступить к занятиям, человек должен дать максимально объективную оценку своей речи. Каждая из скороговорок предназначена для проработки определенного звука. И перед выбором нужно проанализировать разговор, выявив проблемные звукосочетания. С помощью правильно подобранных скороговорок можно улучшить дикцию, решить сложности с артикуляцией и темпом речи.

Во время занятий важно помнить следующее. Если человек разговаривает быстро, «проглатывая» некоторые звуки, то скороговорки на этапе их изучения надо озвучивать в медленном темпе, внятно выделяя все фонемы.

Самой сложной и длинной скороговоркой считается Лигурия. Она представляет собой логичный по повествованию рассказ, но составлен он исключительно из трудных в произношении предложений. Используется в качестве корректировки и улучшения дикции для профессиональных ораторов и дикторов.

Как сделать выбор

До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.

  • Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
  • Вся братва в дрова во дворе трава.
  • Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.

Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.

Гимнастика для тренировки артукуляционного аппарата

Упражнения для улучшения дикции нельзя практиковать, не научившись управлять губами и языком – главными участниками артикуляции. Именно развивающая речевая физкультура позволит подготовиться к произношению сложных скороговорок.

скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Занятия нужно проводить ежедневно. Длительность каждого составляет три – шесть минут. Упражнения выполняются в положении сидя, спина должна быть прямой, но не напряженной.

Чтобы иметь возможность проконтролировать упражнения, делать их нужно строго перед зеркалом. Каждое движение проводится до незначительного напряжения лицевых мускулов.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице улыбка, обнажающая оба зубных ряда. Зафиксироваться на 15 секунд.
  • Собрать губы в трубочку. Представить, что перед вами пушинка, и дуть на нее.
  • Чередование сдувания пушинки с широкой улыбкой. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Нужно открывать и закрывать рот.
  • На лице улыбка с приоткрытым ртом. Язык расслабить и уложить на поверхность губы.
  • Рот открыт. Напрягайте и высовывайте язык.
  • Трогайте острым кончиком языка область за верхним зубным рядом.
  • Прижмите кончик языка к области за нижним зубным рядом.
  • Двигайте языком вверх-вниз, дотрагиваясь им за верхним/нижним зубным рядом.
  • Язык вниз, не выдвигая его изо рта, и отодвинуть назад. Затем по очереди трогать им заднюю поверхность резцов.

Подобные занятия отлично подготовят артикуляционный аппарат к произношению словосочетаний, которые вызывают сложности.

Тренировка гласных

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых помогают совершенствовать произношение согласных. Помимо тренировки артикуляционного аппарата, важно быть знакомым с правильным произношением гласных звуков. Верное расположение языка и губ во время их озвучивания, значительно облегчает постановку проблемных согласных букв.

Артикуляционные правила для гласных звуков:

  • «А». Рот открыт. Форма – большой круг. Сложите пару пальцев в высоту и разместите их в межзубное пространство. Нижний зубной ряд спрятан за губами, верхний остается открытым. Делайте вдох – задержка воздуха в легких – выдох, на фоне которого тихо произносится звук.
  • «У». Губы вытянуты вперед «уточкой». Звук произносится на выдохе. Звучать он должен как можно дольше.
  • «О». Сложите губы «кольцом». Слегка их вытяните. Разместите в межзубной щели палец. Выдыхаемый воздух свободно проходит через свободное пространство между зубными рядами, не «упираясь» ни в поверхность зубов, ни в нёбо.
  • «Ы». Положите между рядами зубов мизинец. Широко улыбнитесь, челюсть чуточку выдвиньте вперед. Воздух должен проходить через получившуюся щель.
  • «И». Поставьте кончик мизинца между зубами. Звук необходимо произносить, освобождая легкие от воздуха. Он должен проходит строго между зубами. Если будут ошибка, то будет слышен легкий свист.

Как заниматься

До начала занятий необходимо детально ознакомиться с теорией их проведения.

  1. Тренировка всегда проводится поэтапно. Вначале текст необходимо произнести медленно, по слогам, проговаривая каждый звук.
  2. Темп озвучивания скороговорки нужно увеличивать постепенно, не форсируя событий. В противном случае человек будет запинаться, и пользы такие занятия не принесут.

Скороговорки для взрослых надо проговаривать, контролируя артикуляцию и дикцию.

Дополнительные рекомендации будут следующими:

  • Начиная занятия, понравившиеся скороговорки нужно проговаривать несколько десятков раз за день. Длительность одного «урока» не меньше 5 минут.
  • Выбранные скороговорки необходимо распечатать достаточно крупным текстом на отдельном листке бумаги. Разместите их в самых видных местах – например, на холодильнике, компьютерном столе и т.д. – чтобы они постоянно привлекали внимание человека.
  • Скороговорки необходимо заменять другими – полностью весь список – каждые 10 – 12 дней. Это позволит внести разнообразие в занятия и исключит привыкание артикуляционного аппарата к однообразному произношению.
  • Скороговорки должны обязательно содержать проблемные звуки, которые необходимо исправить и закрепить.

Скороговорки для развития речи взрослых достаточно сложные, и чтобы не ухудшить имеющуюся проблему, пытаться произнести текст быстро не стоит. Слова желательно проговаривать неспешно и максимально ритмично. Важно понимать смысл озвучиваемого текста.

  • Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
  • Протокол протоколом запротоколировал.
  • Цапля с цыпленком цепко сцепились.

Наращивание темпа проходит постепенно. Человек должен стремиться к тому, чтобы произносить скороговорку на одном дыхании. Очень важно четко озвучивать окончания слов, делая акцент на согласных звуках.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Каждое занятие желательно фиксировать на диктофонной записи, чтобы имеет возможность прослушивать ее позднее. Это поможет отслеживать, улучшается ли дикция и над какими звуками еще необходимо хорошо поработать.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Еще полезные советы

  1. Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
  2. Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
  3. Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
  4. Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
  5. Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
  6. В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
  7. Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.

Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.