Автоматизация звука «Р»

Автоматизация звука «Р»

С той поры как ребенок научится верно произносить звук, необходимо начинать его автоматизацию. Для этого существуют различные упражнения, которые можно делать как с логопедом, так и с родителями в домашних условиях. Автоматизация звука «Р» — важная составляющая речевого развития для верного произношения.

Что это такое?

Автоматизация звука «Р» в словах – это такой процесс, который позволяет выработать стойкий навык верного произношения звука в дальнейшем общении. Ведь мало просто поставить воспроизведение, нужно еще его хорошенько закрепить, потому что в памяти ребенка может оставаться привычка говорить неправильно.

Автоматизация звука "р"

При проведении занятий следует придерживаться следующих советов:

  • Приступать к закреплению необходимо только тогда, когда дети научатся произносить звуки должным образом, причем делают это всегда, при неоднократном повторении.
  • Перед занятиями важно подготовить мышцы речевого аппарата. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики.
  • Не стоит в одно время автоматизировать звуки, которые ребенок путает, к примеру, звуки «Р» и «Л».
  • Упражнения для автоматизации звука должны выполняться в такой последовательности, при которой занятия усложняются постепенно. Сначала делается простое упражнение, потом посложнее, затем еще труднее и так до самого сложного.
  • Необходимо обязательно заинтересовать ребенка. Для этого занятия можно проводить в виде игры.
  • Заниматься нужно регулярно, оптимальным вариантом будет одна тренировка продолжительностью в 20 минут каждый день.

Для автоматизации звука «Р» применяют упражнения в словах, предложениях и стихах, в которых эта буква встречается множество раз. При неправильном воспроизведении звука в текстах надо попросить ребенка повторить упражнение. При этом нужно обязательно хвалить его, говоря о том, что у него уже все получается и, если он и дальше будет так заниматься, то сможет выговорить букву без труда.

Нельзя ругать детей, если что-то не выходит. Ведь от привычки дефектного произношения, как и от любой другой, очень нелегко отвыкнуть. Поэтому им необходима поддержка родителей.

Артикуляционная гимнастика перед занятиями

Автоматизация звука «Р» в словах начинается с подготовки мышц речевого аппарата. Для этого широко применяется артикуляционная гимнастика. Предварительно разогретые мышцы помогают быстрее и успешнее справиться с неверным произношением.

  • Первое упражнение называется «Непослушный язычок». Для его выполнения следует улыбнуться, открыв рот, язык расположить на нижней губе, немного прикусывая его зубами. В таком положении нужно произнести: «пя-пя-пя» на протяжении 10 секунд.
  • Второе занятие «Лопатка». Оно делается таким образом: нужно открыть ротик, улыбаясь, широкий язычок положить на нижнюю губу и зафиксировать это состояние на 5 секунд. Выполнить понадобится 3 раза. Упражнение "Индюк"
  • Третьим хорошим упражнением является «Индюшонок». Ребенку понадобится открыть рот, улыбнуться и двигать широким передним краем язычка по верхней губе вперед-назад. При этом нельзя отрываться от губы, а кончик немного загнуть вверх. Начать занятие следует медленно, а затем постепенно увеличивать скорость движений.

Занятия для закрепления в слогах и словах

Автоматизация звука «Р в слогах и словах, предложениях и текстах начинается с самого простого, затем задания усложняются. Для более точного построения комплекса можно обратиться за консультацией к логопеду.

Таким образом, начало занятий – это закрепление звука с помощью слогов. Можно сделать это в виде игры «Повторюшки», что поможет сильнее заинтересовать ребенка. Для этого необходимо сказать следующее: «Малыш, а ты знаешь повторюшек? Это такие интересные человечки, которым очень нравится все повторять! Давай тоже сыграем в повторюшек?!

И как только ребенок согласится, можно начать произносить самые разнообразные слоги, начиная с простых: ра-ру-ры, ро-ре-ра. Разрешается воспроизводить их с разной интонацией и высотой голоса. Ребенок с удовольствием будет повторять за родителями. После простых слогов можно переходит к сложным, к примеру, бра, дро, вру, сре, трю, дри и так далее.

Также можно проговаривать слога и слова с буквой «Р» с помощью чистоговорок. Они составлены таким образом, чтобы дети могли закончить предложения самостоятельно. Кроме автоматизации звуков в предложениях, это еще помогает развить словарный запас и мыслительную деятельность ребенка.

  • Ры-ры-ры. В облака летят… (шары)
  • Ра-ра-ра. Продолжается… (игра)
  • Ру-ру-ру. Бью рукою по… (шару)
  • Ро-ро-ро. Шар упал в… (ведро)
  • Ра-ра-ра. Вот высокая… (гора)
  • Ру-ру-ру. Собирайте… (детвору)
  • Ры-ры-ры. Мы спускаемся с… (горы)
  • Ра-ра-ра. Очень рада… (детвора)
  • Ра-ра-ра. Вот большущая… (нора)
  • Ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)
  • Ру-ру-ру. Лисичка залезла в… (нору)
  • Ру-ру-ру. Мы забрались на …(гору)
  • Ру-ру-ру. А я грибочков … (наберу)
  • Ра-ра-ра. Были мы в гостях… (вчера)
  • Ра-ра-ра. Какая прекрасная… (игра)

Помимо этого можно просто повторять слова, в которых содержится буква «Р»: гора, нора, пара, гитара, жара, пора, перо, утро, ядро, ведро. Потом нужна автоматизация звука «Р» в словосочетаниях. Для этого необходимо проговаривать например: старое ведро, хороший хор, родной брат, горячий борщ, красный самовар, красивый узор, третий номер.

Сначала можно выбрать словосочетания, где расположена «Р» в начале слова, а потом и в других его частях.

Закрепление в игровой форме

Все же лучше всего, если автоматизация звука «Р» в словах проводилась в виде игр. Это максимально завлечет ребенка и, он даже не заметит, как пройдет время и произношение закрепится до автоматизма.

Первое игровое упражнение «Что поменялось?»

Для проведения игры понадобится подготовить разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии букву «Р». Затем разложить 3 карточки и спросить малыша о том, что на них нарисовано. Если ребенок неверно произнесет звук, то нужно повторить еще раз. Ведь основная задача занятия – это не развлечение, а автоматизация звука «Р» в словах и словосочетаниях.

Итак, понадобится закрыть карточки чем-нибудь и заменить одну. Потом открыть их и спросить у малыша, какой рисунок появился и как он называется. Как только кроха правильно произнесет слово, можно переходить к другим картинкам и повторить игру.

Если ребенок будет с легкостью запоминать 3 картинки, тогда необходимо увеличивать их количество, но не более чем до 8 штук.

Второе игровое занятие «Запомни порядок»

Для следующего занятия также можно использовать эти же картинки. Потребуется разложить их в ряд, достаточно 5 штук. Дать ребенку посмотреть и запомнить их. Затем попросить его отвернуться и назвать все картинки в том порядке, в котором они находятся.

В случае ошибки необходимо дать еще шанс и повторить упражнение. При правильном выполнении задания и произношении названий картинок нужно поменять карточки.

Третье игровое упражнение «Вспомни больше всего слов?»

В такую игру можно играть в любом месте, будь то дом, поездка в автобусе или прогулка на свежем воздухе. Необходимо просто соревноваться в том, кто знает больше слов со звуком «Р».

Таких слов довольно много и встречаются они на каждом шагу. Стоит выйти на улицу, как сразу можно назвать двор, крыльцо, дерево, дверь, дорога, трава и так далее!

Стихи как способ автоматизации

Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.

Автоматизация "Р" в стихах

Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.

Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными кажутся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Красивые птички высокого роста.

Пропала буква Р.
Где? В театре, например.
А может мы ее вчера
Забрать забыли со двора?
Потеряли в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте
В этом беленьком конверте?
Может, милиционер
Подскажет нам, где буква Р?
Но закричала громко Даша:
— Нашлась буковка наша!
Посмотрите, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!

Четверо друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у смятой подушки
Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я теперь и сам умею
Вымыть и лицо и шею.

Утром радио вещало
И прогноз передавало:
У окраин Ленинграда
Ждите грома, ветра, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз еще не точен!..

Веселые, проворные
Из теплых стран в апреле
Грачи, от солнца черные,
К нам в городок прилетели.

На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку!

Барабанщик сильно занят.
Барабанщик барабанит.
Тарара, тарара,
Нам гулять идти пора!

Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.

Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.