Пробуем выполнять артикуляционную гимнастику в стихах

Пробуем выполнять артикуляционную гимнастику в стихах

Человек произносит звуки правильно и четко благодаря тому, что у него правильно работает речевой аппарат. Речь предполагает быструю смену положения органов артикуляции, поэтому следует поработать над тем, чтобы это происходило быстро и четко. Для того чтобы малыш смог правильно говорить слова, нужно уделять время упражнениям. Часто с этой целью применяется артикуляционная гимнастика в стихах. Ведь занятия в такой форме будут проводиться в виде игры, что несомненно понравится вашему ребенку.

Оценка правильности выполнения заданий

Артикуляционная гимнастика для окончательной постановки и закрепления произношения позволит достичь хороших результатов, если все упражнения будут выполняться правильно, точно, с соблюдением всех советов специалистов. В процессе гимнастики следует внимательно следить за этим, а не проводить занятия просто так — бесконтрольно. Техника выполнения заданий должна быть верной, иначе результата ждать не стоит.

'артикуляционная гимнастика в стихах

Что же необходимо оценивать в ходе гимнастики? Обращать внимание стоит на следующее:

  1. Плавность выполнения действий. Каждое движение делается плавно, не прерываясь, не передергивая, с легкостью.
  2. Дифференцированность занятий. Упражнение должно выполняться исключительно тем речевым органом, который указан в задании.
  3. Равномерность и симметричность движений. Выполнение делается точно так, как описано в задании, например, язык должен четко двигаться в стороны либо вверх и вниз.
  4. Четкость выполнения. Движения должны быть четкими, все органы расположены там, где они должны быть во время исполнения того или иного упражнения.
  5. Устойчивость. Нужно следить, чтобы ребенок мог фиксировать конкретное положение речевых органов и удерживать его несколько секунд.
  6. Умение переключаться. Произношение слов требует от людей быстрого перехода от одного положения органов речевого аппарата к другому. Поэтому необходимо уметь быстро и четко изменять эти положения.

Все указанные критерии должны выполняться, иначе смысла проведения гимнастики нет, желаемого результата не будет, останется только зря потраченное время. При этом важно периодически сравнивать, каких достижений добился малыш на том или ином этапе тренировок.

Комплекс стихотворений для гимнастики

Все родители хорошо знают, что если не заинтересовать ребенка, то его не заставишь что-то делать. Это же касается и логопедических упражнений. Эффект во многом зависит от того, как кроха будет относиться к занятиям. Поэтому для их проведения родителям рекомендуют применять не просто повторение, а использовать стихотворения, игры.

Артикуляционная гимнастика в стихах является отличным способом, помогающим сформировать у ребенка правильное произношение разных звуков – «З», «Р», «С» и прочих либо избавиться от дефектов речи, которые у него имеются. Как правило, детям нравятся такие занятия, и они с удовольствием выполняют их.

«Качели»

Для выполнения этого задания следует открыть ротик, затем напрячь язык и потянуть его сначала к носу, потом к подбородку. Также можно к верхней челюсти и к нижней.

Упражнение "Качели"

Раз, два, три –

Язычок вверх подними.

Четыре, пять –

Опусти вниз опять.

Ты с язычком поиграй,

На качельках покатай.

Подними его быстрей,

Сразу будет веселей.

Потом снова опусти,

И немножко отдохни.

«Лошадка»

Данное упражнение делается следующим образом: приложить язык к небу и цокать им, вытягивая связку, расположенную под язычком.

Упражнение "Лошадка"

Наша лошадь скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

Всем ребятушкам – привет!
Копытом цок по мостовой —

Бежит лошадка к нам с тобой.

Щелкай языком скорей,

Чтоб пришла она быстрей.

«Завести мотор»

Напрячь язык, сомкнуть челюсти и кончиком язычка стучать в них. При этом необходимо произносить четко букву «Д».

У машины есть мотор,

Но не заводится он,

Зубки ты свои сомкни,

И моторчик заведи.

«Чашка»

Необходимо открыть ротик, губы растянуть в улыбке, язык высунуть. Затем приподнять боковые стороны и кончик языка, среднюю его область опустить, прогибая к нижней челюсти. В этом состоянии нужно зафиксировать положение речевых органов на 10 секунд.

Чашечка

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Давай чай в нее нальем.

И с песенками попьем.

«Забор»

Следует сомкнуть зубы и обнажить их, а губы растянуть в улыбке.

Приезжает к нам шофер,

А впереди него – забор!

Тормозит, сдает назад.

И так десять раз подряд.

«Пароход»

Необходимо прикусить кончик языка, при этом воспроизвести долгий звук «Ы», как будто гудит пароход.

Упражнение "Пароходик"

Отправляется пароход «Ы-Ы-Ы»

Набирает он свой ход «Ы-Ы-Ы»

Пароход нам весело гудит «Ы-Ы-Ы»

«Счастливого пути!» — он говорит «Ы-Ы-Ы».

«Гармошка»

Открыть ротик, язык приложить к небу, а потом с силой оттягивать его от неба, опуская нижнюю челюсть вниз.

Упражнение "Гармошка"

На гармошке мы играем,

Ротик плавно открываем.

Будем язычок вверху держать,

Будто к небу прижимать.

«Гол»

Закрыть рот, внутри двигать кончиком языка так, как будто очерчиваешь им круг. Делать по несколько кругов в каждую сторону.

Прекращаем мы безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Гол в ворота забивать.

Нос наш глубоко вдыхает,

Язычок на губе притихает,

«Ф-Ф-Ф» – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

«Часы»

Немного открыть рот, а затем двигать язычком влево и вправо.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Индюк»

Немного открыть ротик, двигать языком по верхней губе сначала вперед, а потом назад. При этом важно не отрывать язык от губы и подключить голосовое сопровождение. Должен быть слышен звук «Бл».

Упражнение "Индюк"

Индюк – это важная птица,

Он этим сильно гордится.

«Бл-бл-бл» – орет индюк,

Все пугаются вокруг.

Ты не бойся, подходи,

Птицу важную изобрази.

«Автомат»

Рот должен быть закрыт, а кончик языка должен стучать по зубам, при этом произнося несколько раз четко букву «Т». Постепенно скорость необходимо увеличивать.

Автоматчиком будешь ты,

«Т-т-т» – произнеси.

Быстро пули выпускай,

Четко в цели попадай.

Такие стихотворные артикуляционные упражнения нравятся всем деткам. Поэтому заинтересовать ребенка в тренировках удается сразу. При этом малыш не чувствует, что его к этому принуждают.

Рекомендации для достижения эффекта

Артикуляционная гимнастика для звуков имеет главную задачу — отработку определенных движений и положений речевых органов, которые необходимы для того, чтобы правильно произносить звуки. Чтобы добиться такого эффекта, нужно соблюдать некоторые правила при выполнении заданий:

  1. Упражнения должны проводиться каждый день. Только так удастся закрепить навыки правильного произношения у детей. Желательно делать это даже не раз в день, а по 3-4 раза.
  2. За одно занятие необходимо давать не больше 2-3 заданий, но каждое из них должно выполняться не менее 5 раз.
  3. Удерживать одно положение речевых органов нужно не больше 15 секунд.
  4. Последовательность упражнений необходимо выстраивать таким образом, чтобы уровень сложности заданий увеличивался постепенно.
  5. Если малыш хорошо справляется со всеми предложенными упражнениями, то можно заменить его на новое. Если же ребенок недостаточно хорошо делает задание, то не стоит предлагать новые упражнения до тех пор, пока старые не будут полностью закреплены.
  6. Проводить занятия следует в сидячем положении, чтобы спина малыша была прямой, тело не напрягалось, руки и ноги находились в пассивном состоянии.
  7. Обязательно нужно зеркало, чтобы ребенок имел возможность лично контролировать выполнение занятия. Можно использовать большое зеркало, а можно применить маленькое, чтобы ребенок мог держать его в руках перед своим лицом.
  8. Лучше всего начинать гимнастику с упражнений для губ.
  9. Необходимо обязательно хвалить ребенка за каждое достижение и не ругаться, если что-то не получается. Если он заинтересован, то будет сам стараться добиваться успехов.

Родителям не стоит пренебрегать соблюдением вышеуказанных правил. Ведь именно они помогут сделать все так, как положено, и добиться хороших успехов в постановке и закреплении тех или иных звуков.

Артикуляционная гимнастика имеет большое значение для выработки правильного произношения звуков у детей. Она позволяет также нормализовать циркуляцию крови в органах речевого аппарата, укрепить их мышечные ткани, развить их гибкость. Такие упражнения помогут детям говорить правильно и четко, даже тем, у кого имеются дефекты речевого развития.