Что же такое нарушение речи?
Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.
Речевые отклонения у взрослых людей
У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.
Симптомы речевых нарушений у взрослых
Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:
- слюнотечение;
- заикание;
- охриплость голоса;
- очень быстрая речь;
- неоправданно замедленное проговаривание фраз;
- скованность мышц, отвечающих за мимику;
- трудность речевого выражения мыслей;
- нечеткость слов;
- слишком частое сокращение голосовых мышц.
Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.
Формы нарушения речи
Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:
- дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
- спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
- афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).
Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.
Почему может нарушаться функция коммуникации
Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.
Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).
Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:
- болезнь Паркинсона;
- параличи (в том числе церебральный);
- рассеянный склероз;
- дистрофия мышц;
- челюстные патологии;
- травмы головы;
- инсульты;
- болезнь Лайма;
- чрезмерное употребление спиртных напитков;
- паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
- опухоли головного мозга.
На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.
В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.
Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:
- онкология гортани;
- чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
- наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
- слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).
Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.
Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).
Терапия речевых нарушений
Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.
Чем поможет врач
Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:
- МРТ либо КТ головного мозга;
- рентген полости черепа;
- неврологические тесты;
- анализы крови и мочи;
- анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.
В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).
Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.
Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.
Как можно помочь в домашних условиях
Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.
При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.
На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.
Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).
Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.
Нарушение речи у детей
Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.
Признаки задержки развития
У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:
- в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
- к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
- к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
- к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
- к девятому месяцу не произносит простые слоги;
- к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
- к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
- ко второму году жизни не может осмысленно говорить.
Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.
В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.
Диагностика патологии
Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:
- невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
- отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
- психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).
Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.
Причины нарушений
Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:
- генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
- болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
- травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
- внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.
Формы нарушений речи
У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:
- неправильная интонация;
- проблемы голосообразования;
- нечеткость произношения звуков;
- неправильное формирование темпа речи.
Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):
- тахилалия – неоправданно быстрая речь;
- брадилалия – патологически медленное произношение;
- дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
- алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
- афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
- ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
- дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.
Терапия речевых нарушений у детей
Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.
Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.
Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.