Классификация различных речевых нарушений
Речевые нарушения не возникают просто так, ниоткуда. Для любого из них есть своя определённая причина. Классификация речевых нарушений начинается с поиска причин.
Содержание
Причины нарушения речи
Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.
Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:
- Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
- Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
- Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
- Стрессы.
- Физическая ослабленность.
Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:
- Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
- Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.
В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:
- Нарушения устного высказывания,
- Нарушения на письме.
Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:
- Таблица расстройств фонационного оформления предложения
- Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
- Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).
Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.
- Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
- Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.
Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.
Нарушение средств общения
Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение.
Психолого-педагогическая классификация включает в себя:
- Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.
Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.
На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:
- Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь — это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.
- Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
- Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
- Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
- Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
- Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный — теплый).
- Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
- Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).
Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Классификация нарушений речи включает в себя и фонетико-фонематическое недоразвитие, которое мешает полноценному общению. Этот вид нарушений средств общения является наиболее сложным, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Его определяют по следующим трем признакам:
- Звука нет.
- Звук искажен.
- Звук заменён другим.
Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость. Способность различения фонем (фонематический слух) можно проверить специальными заданиями:
- Дать возможность прослушать разницу между правильной и неправильной речью, активизируя слуховой контроль.
- Произнести цепочку слогов с оппозиционными фонемами: ба-ба-па, да-та-да.
- Узнать контрольный звук в последовательности звуков.
- Выделить слог из ряда слогов (га, на, па, та, ра). Ребенок может поднять фишку, услышав заданный звук.
- Определить наличие заданного звука в ряде слов. Ребенок выполняет задание на слух без дефектного проговаривания, поднимая фишку.
Правильно выполненные задания – профилактика речевых нарушений.
Недостаточный уровень развития фонематического слуха проявляется и в неумении ребенка:
- угадать звук в начале и в конце слова (чаще выделяют слог);
- подобрать иллюстрацию, в наименовании которой есть контрольный звук;
- самому сочинить слово с заданным звуком в начальной, в серединной или в конечной позиции.
Для речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение просодики, речь неясна, артикуляция «сжата». Зачастую это дети с дизартрией, дислалией и другими серьезными нарушениями. Для них характерны низкий уровень внимания, отвлекаемость. Игра таких детей требует постоянного контроля взрослого, так как дети сложно перестраиваются с одного вида деятельности на другой, могут возникать трудности со сверстниками из-за непонятных для других высказываний, отчего дети могут сильно переживать.
Когда стоит бить тревогу
Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей. Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству. Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!
А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров. Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.
Стадии речевого развития ребенка
- 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
- 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
- 1 год. Первые слова.
- 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
- 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
- 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
- 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.
Недостатки произношения звуков речи
- Ротацизм — неверное произношение звука «р».
- Ламбдацизм – дефект звука «л».
- Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
- Йотацизм — не даётся звук «j» (буква Й).
- Каппацизм – гортанный или голосовой «к».
- Гаммацизм – дефектное звучание «г».
- Хитизм – отличный от нормы звук «х».
Методы формирования правильного произношения
- Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
- Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа. Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.
- Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
- Опора на сохранные звуки. Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).
- Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.
Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу. Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект. Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.