Совершенствуйте голос с помощью вокальных распевок

Совершенствуйте голос с помощью вокальных распевок

От того, насколько чисто и уверенно певец исполняет музыкальные произведения, зависит его успех перед публикой. Профессионалы знают, что распевки для вокалистов важны как перед выступлением на сцене, так и в процессе ежедневных занятий.

Бережное отношение к певческому органу помогает наращивать мастерство, исполнять сложные партии профессионально. Вокальные распевки не только делают голосовые складки эластичными, но и увеличивают приток крови к гортани, легким, губам, языку. Стремление к повышению профессиональных навыков обязывает исполнителя проводить системную работу с хрупким голосовым инструментом.

Ключевые задачи ежедневных тренировок

Спортсмены перед состязаниями тренируют мышцы для их подвижности и эластичности, вокальные распевки выполняют такую же роль. Подготовленные голосовые складки послушны, ими легче управлять, защитить мышцы и связки от травм.

Распевки для вокалистов

Распевки для голоса необходимы для достижения определенных целей:

  • расширения диапазона;
  • развития музыкального слуха;
  • управления голосом в координации со слуховыми возможностями;
  • формирования певческих навыков.

Многие достигают больших высот в творчестве, исполняя вокальные распевки ежедневно.

Общие правила упражнений для голоса

Неопытным исполнителям трудно овладеть широким диапазоном, поэтому к занятию приступают, используя вокальные распевки на одной ноте. Постепенно увеличивают интервал до квинты, и только в конце разминки переходят на выполнение октавного диапазона и более.

Определенный цикл, длительность занятий определяется задачами, поставленными перед исполнителем, и первое время упражнения отнимают больше времени.

Что нужно знать неопытным вокалистам

Ни один педагог не станет рекомендовать новичкам интенсивно исполнять вокальные распевки, добиваться успеха в решении сложных и подчас невыполнимых задач. Вначале им предлагают упражнения для двух‒трех нот, расположенных рядом. Добиться хорошей техники исполнения можно лишь последовательными, грамотно организованными уроками.

Все вокальные распевки объединяются по одному общему принципу. Выбирается тональность, соответствующая возможностям тембра голоса ученика. Каждый раз поднимают короткую музыкальную фразу на полтона выше до тех пор, пока не наступит предел возможностей, после чего исполняют вокальные распевки по хроматизму в обратном порядке.

Разминки для вокалистов с высоким и низким голосом практически не отличаются. Во всех случаях разогрев начинают со средних нот диапазона исполнителя. Для колоратурного сопрано подбирают вокальные распевки, направленные на тренировку подвижности, легкости звучания. Для низкого диапазона — медленный темп с упором на кантилену.

Как работать с детьми

Бережное отношение к певческому аппарату в детском возрасте — главная задача педагогов. Развивающиеся органы легко травмировать, они требуют особого внимания, а в пересмотре цикла занятий нуждаются подростки во время ломки голоса.

Но вокальные распевки не отличаются от работы взрослых, а чтобы удержать внимание детей, им предлагают шуточные тексты, применяют другие развлекательные приемы.

Научиться правильно дышать

Для новичков вокальные распевки не обходятся без тренировки дыхания. Важная ступень в стремлении к певческому мастерству для некоторых исполнителей поначалу кажется забавным моментом.

Не все понимают вначале, что от правильного дыхания зависит успех исполнителя. Многие делают ошибку, когда тренировку голоса для его постановки базируют на грудном дыхании. Такое исполнение приводит к завершению карьеры певца, едва начавшись.

Существуют не только распевки для начинающих, но и специальные упражнения для дыхания. Одно из них выполняется при ровной осанке, с опущенными плечами.

  • Руки укладывают на живот, медленно вдыхают воздух через нос, не спеша выдыхают.
  • Должно появиться чувство напряжения в прессе.
  • Выполняют 8‒10 повторов, а в течение дня контролируют себя, пока не выработается привычка дышать правильно.

Стандартные упражнения

Нередко задают вопрос, отличается ли распевка для хора от индивидуальной тренировки голоса. Профессионалы используют одинаковые задания для разогрева с единственным различием — при работе с коллективом выполняются шаблонные правила, а частные уроки проводят с учетом конкретных целей.

  1. Занятия начинают с тренировки на средних нотах, которые не провоцируют чрезмерное напряжение связок и мышц. Такие вокальные распевки направлены на укрепление дыхательной опоры. В процессе занятия «разогреваются» мышечные ткани, а педагог следит за правильностью формирования звука.
  2. После разминки голосового аппарата отрабатывают задания по развитию навыков хорошей дикции, расширению диапазона. Предлагают исполнить вокальные распевки в пределах одной октавы, когда звуки проходят плавно между ступенями при внятных речевых оборотах. Постепенно формируется четкая дикция. Каждый репетитор вооружен своей тактикой, но все педагоги учитывают особенности ученика.
  3. Заключительный этап проводится с целью освоения навыков по исполнению скачков, отрывистого звучания, различных украшений. Такие вокальные распевки под силу певцам, освоившим первоначальные упражнения.

Типовое упражнение

Педагоги нередко приступают с разминки, сомкнув губы. Извлекают звук по полутонам, похожий на мычание, но зубы при этом должны быть разжаты. Упражнение продолжают выполнять, проговаривая «ма, мэ, ми, мо, му» до максимальной высоты. После чего повторяют, удерживая дыхание на одной тональности, затем на полтона выше и так до предела, продолжают в обратном порядке. Чередование слогов полезно менять (ми, мэ, ма, мо, му).

Упражнение «Метро»

При плавном скольжении вверх по хроматическому звукоряду и обратно поют «до-о-о, де-е-е, ди-и-и, до-о-о, ду-у-у-у» и «бра, бре, бри, бро, бру». Методический прием помогает расширению диапазона исполнителя.

Прием «стаккато»

Прерывистое пение на слог «лё-о-о-о» выполняют от I ступени звукоряда к V вверх и в обратном порядке, каждый раз повышая тональность на полтона. Упражнение напоминает заразительно смеющегося человека.

Нередко педагоги в процессе занятий применяют вокальные распевки, объединенные с определенными телесными движениями. Такие методы позволяют освободить голосовой аппарат, освоить координацию, необходимую при исполнении вокальных номеров.

Существует много пособий, где подобраны результативные методики прошлых лет, новые интересные разработки для преодоления профессиональных трудностей. Покорение вершин мастерства с использованием многовекового опыта предшественников является главным условием творческого успеха!