Правильно определяем певческие голоса

Правильно определяем певческие голоса

Очевидно, что каждый человек, наделенный талантом, преследует свои определенные цели. Одни мечтают о карьере на оперной сцене, другие грезят об эстраде. Но не всем, имеющим певческие голоса легко дается вокальное обучение, которое широко открывает двери на лучшие концертные площадки.

В детском возрасте потенциал девочек и мальчиков совпадает, а когда наступает мутационный период голосового аппарата, юношеские вокальные возможности меняются. У одних парней в дальнейшем развивается низкий мужской голос с хорошими вокальными данными, у других — нет. Существует шкала, по которой педагоги определяют виды музыкальных направлений, где певец мог бы себя реализовать.

Классификация певческих возможностей

История развития музыки знает много древнейших инструментов, созданных руками великих мастеров, но ни один из них не превзошел по совершенству человеческий голосовой аппарат.

 

Различают музыкальные направления, где классификация голосов проводится по характерным чертам исполнителя:

  • силе звукоизвлечения;
  • подвижности и виртуозности;
  • внешним данным;
  • актерскому дарованию, другим критериям.

Но диапазон при отборе исполнителей стоит на лидирующих позициях. Научиться мастерству классического пения, даже имея хорошие вокальные данные, абсолютный слух, непросто. Основу составляет техника, которая вырабатывается с помощью специальных упражнений. В зависимости от уровня дарования, одни исполнители приобретают навыки быстрее, другие — медленнее. Урокам вокала люди посвящают много лет, и легких путей к славе не существует.

Классификация певческих голосов по тембру.

Наиболее популярная форма обучения — индивидуальные занятия с педагогом, когда можно выработать например самый высокий певческий голос, используя соответствующие природные данные. Молодым исполнителям трудно дифференцировать свои голоса в различных направлениях. Опытные наставники помогают им определиться с выбором того или иного жанра. Оперные голоса, звучащие на лучших сценах, прошли высокую школу мирового искусства.

Женские типы голосов

Только для исключительных дарований практически не существует преград. Перуанская певица Има Сумак с фантастической легкостью владела диапазоном в 5 октав. Женские певческие голоса в то время не имели таких редких аналогов.

Има Сумак

В детстве она не получила музыкального образования, но в дальнейшем учителем и верным спутником стал ее муж. Для нее не существовало преград, она исполняла и высокий и низкий предел с удивительной легкостью и непринужденностью. Долгие годы Има блистала и завораживала своим уникальным пением весь мир.

В процессе формирования искусства классификация женских голосов получила определенную структуру. Самый высокий женский голос называется «сопрано», которое включает другие разновидности.

  • Колоратурное сопрано. Наиболее высокий голос среди женщин ценится в оперном жанре. Обладающие профессиональной гибкостью певческого аппарата, артистки без усилий покоряют 2,5 октавы. Певиц характеризует воздушная легкость воплощения образов. Они виртуозно исполняют сложнейшие пассажи.
  • Лирическое сопрано. Отличает глубокий лиризм, мягкость звучания. Исполнительницы успешно справляются с мелодичными партиями из опер: Иоланта, Травиата и других шедевров мирового искусства. Диапазон — 2 октавы.
  • Драматическое сопрано. Характерен яркий тембр, объемный звук. Эмоциональный накал позволяет исполнять произведения, выражающие глубокие чувства. Певцы обладают средней тесситурой, не превышающей 2 октавы.
  • Меццо-сопрано. Певческие возможности не столь блестящие. Тип голоса имеет более низкий диапазон, чем вокальные данные для сопрано. Многие из них исполняют «брючные роли», изображая юношей или молодых мужчин. Одной из самых известных образов для драматического меццо-сопрано является огненная Кармен в одноименной опере.
  • Контральто. Низкий голос, бархатный грудной оттенок позволяет исполнять партии великих русских и зарубежных композиторов. Знаменитая роль богини Земли в фантастической эпопее Ричарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» написана для самой низкой тесситуры.

Профессиональное владение природными регистрами позволяет формированию светлого и мощного звучания, где женские голоса раскрываются полно. Ровное исполнение по доступному уровню диапазона — не менее 2 октав — достигается в процессе систематического обучения, развития навыков к смешанному звучанию (микста).

Мужские голоса

Природная сила — главный критерий певческих способностей. Исполнение классики требует от артиста мощного звука и четкой дикции на фоне сопровождения. Самый высокий мужской певческий голос — это тенор.

Тенор

  • Лирический тенор. Подвижный высокий голос, мягкий тембр в пределах двух октав, по качеству может граничить с более плотным, лирико‒драматическим звучанием. В оперных представлениях такие характеристики чаще используют для исполнения партий с любовными интригами. Высокий и беззаботный характер легче передавать артистам, обладающим ярко выраженным тенором.
  • Баритон. Яркий тембр приковывает слушателей объемным бархатным звучанием. Самый распространенный тип мужского вокала, диапазон которого находится на стыках между высоким тенором и басом. Такие оперные голоса часто являются лидерами смешных сцен. Он также наделен драматическим свойством, способным создавать насыщенные глубокие образы.
  • Бас. Предельно низкий мужской голос встречается в природе реже, чем другие типы. Певцы, наделенные обычным басом, чаще исполняют комические, подвижные партии. Обладатели баса‒профундо высоко ценятся в мировой культуре. Для них характерны богатые грудные регистры, присущи мудрость и благородство. Низкий голос и уникальный тембр нередко становятся частицей церковно-хорового искусства.

Доверяйте своим ощущениям

Многие профессиональные коллективы переполнены исполнителями, где певческие голоса соответствуют уровню меццо-сопрано, способных воплощать свои таланты в других категориях, и это зависит от качества техники, уровня образования.

Ощущение напряженности в пении сигнализирует о том, что неправильно выбран диапазон, и такое исполнение разрушительно действует на связки. Когда певец испытывает чувство легкости, свободы, удовольствия от собственного исполнения — это означает, что исполнитель на верном пути, и ему подвластны далекие горизонты.